Японские маски и мастера «Менути-си» - культурное наследие Японии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Менути-си» - это мастер, изготавливающий маски, используемые в классическом театре Но. Мастерство Менути-си, передающееся внутри семьи из поколения в поколение, высоко ценится в Японии и приравнивается к весьма почитаемому культурному наследию.

Маски Но вырезаются из японского кипариса по бумажному трафарету при помощи зубила и резьбового ножа. После нанесения на заранее вырезанную поверхность маски порошка из измельченных раковин, маску покрывают специальными красителями и наносят особые пигменты, придающие маске антикварный вид. На изготовление и придание одной маске антикварного вида мастеру Менути-си требуется не менее трех месяцев.

Маски в зависимости от ситуации или позы актера предстают перед зрителем по-разному, и зритель замечает в масках многие оттенки душевного состояния персонажей. Благодаря выдающемуся мастерству Менути-си, искусству нанесения японского лака и гравировки, персонаж приобретает безграничные оттенки чувств, выражающиеся маской.

Дзэами – усовершенствовал маски Но, написав теорию о Но приблизительно за два столетия до появления Шекспира. Доподлинно не известно происхождение масок Но. Предположительно маски возникли во время празднования обряда поклонения злаковым культурам, тогда впервые стали надевать маски, используемые в танцах, подражающие Богам. Таковых масок насчитывается приблизительно 60 видов:  это маски  духов, женщин, мужчин, стариков и др.

Сегодня нередко можно встретить почитателей масок Но, которые используют их как украшение интерьера не только у себя в доме, но и в общественных местах: гостиницах, магазинах, на работе. Однако на сцене театра Но в маске выступает только актер Сите-ката, исполняющий главную роль.