Дзен 禅

В 653 году монах Досё прибыл из Японии в Китай для изучения философии Йогачары у мастера  Сюань-цзяна, под влиянием которого  Досё стал адептом дзэн-буддизма. Вернувшись в Японию Досё  возродил школу Хоссё и  начал вместе с другими адептами  исповедовать дзэн. Первым медитационным залом школы  Досё стал зал в храме Нары.

Окончательно дзэн пришёл в Японию в виде школы Риндзай (Линьцзи)  с  наставником Эйсаем (Дзэнкё Кокоси, 1141—1215), который с детства  практиковал монашескую форму буддизма в японском храме тэндайской школы. Кроме того, именно Эйсай  основал традицию японской чайной церемонии,  описав известные ему сведения о чае и чайной церемонии в своей книге о чае.

В настоящее время японская идентичность сформулирована в философии Нихондзинрон -  японской теории уникальности. Дзэн принят  в качестве отличительного знака азиатской духовности  показывая, что это учение носит уникальный характер в японской культуре.

Дзэн – это способ избавления людей от страданий, переживаний, дисгармонии, путём индивидуальных практик особого рода, совершенствующих сознание и приводящих его к просветлению — сатори, в котором достигаются свобода и безопасность. Основная цель Дзен – проникновение в истинную природу ума, переход к пробуждённому сознанию, про­зрение в познании своей собственной природы.

Учение дзэн утверждает, что в основе всех вещей лежит пустота, через которую возможно увидеть недвойственность всех вещей и явлений, которую  можно лишь постигнуть, например, в капле росы, но не описать словами…

С дзэн связаны следующие пути:

  • Кадо - путь цветка, связанный с искусством икебаны
  • Кодо - путь благовоний;
  •  Ногаку-до - путь театра Но;
  • Сёдо - путь каллиграфии;
  • Тядо - путь чая, связанный с чайной церемонией
  • Хотёдо - путь кухонного ножа в виде художественной разделки рыбы
  • Айкидо- путь энергии и гармонии
  • Дзюдо - мягкий путь
  • Карате-до -путь пустой руки
  • Кэндо - путь меча
  • Кюдо -путь лука
  • Тхэквондо -путь ноги и кулака

К дзэнским искусствам относят  также создание сада камней и дзенского сада, хайку, рэнга,  литературу годзан бунгаку, оригами,  искусство рисования тушью  суми-е,  искусство и практику «духового дзэн» суйдзен,  стиль оформления жилых помещений сёин-дзукури,  боевые искусства кэндзюцу(искусство меча), иайдзюцу (искусство мгновенного обнажения меча), джиу-джитсу (искусство мягкости) и другие искусства.

Эстетическое выражение дзэн в большом множестве путей и искусств  прямо связано с  сущностью учение Дзен.  Дзэнский эстетический идеал находит гармонию между красотой и пользой и базируется на трёх понятиях:

  • ваби — красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность;
  • саби — прелесть старины, печать времени;
  • югэн — невыразимая словами истина, намёк, подтекст, недоговорённость

Эстетическое мировоззрение ваби-саби - «скромная простота», «дух простоты, просветлённого одиночества»- также традиционно связывают с дзэнскими искусствами.

Кроме различных искусств с дзэн также связана японская традиция «любования», которая  может проявляться в различных формах:

  • Момидзигари - любование осенними листьями клена
  • Ханами - любование цветами (является основой искусства икебаны)
  • Цукими - любование луной
  • Юкими - любование тихими снегами

"Однажды достигнутое  вечно с вами, до скончания времени". Однако в действительности ничего не достигнуто, но в то же самое время это "ничто" и есть истинное достижение!